История погребальной колесницы
Со времени, когда человечество перестало бросать покойников там, где их убили, и научилось хоронить в предназначенных конкретно для этого местах, вопрос транспортировки тел усопших стоял остро. Веками людей бедных и незначительных носили на руках, мешках, плащах. Людей респектабельных к месту погребения доставляли более торжественно.
В Египте — роскошно украшенные лодки, у викингов — драккары, в Риме — колесницы. Это были прототипы современного катафалка. Упряжная, на конской тяге версия катафалка просуществовала до середины 10-х годов позапрошлого века, хотя двигатель внутреннего сгорания изобрели значительно раньше. Но ворота погостов не были приспособлены к въезду автомобилей, да и люди считали автомобиль неподходящим средством доставки умершего к месту упокоения: шумит, отвратительно пахнет, слишком быстро едет, что нарушает торжественность момента! Но технический прогресс победил.
Коммерческие шасси
Первые моторные катафалки выглядели практически идентичными конным — кузова делались в тех же мастерских. Похоронные бюро специально заказывали мелким фирмам подобные автомобили — они должны были иметь достаточную площадь для размещения гроба и нескольких сопровождающих. И сильную несущую конструкцию.
Гиганты автомобильной промышленности быстро уловили тему спроса на катафалки — у них даже появилась профессиональная сленговая кличка для таких «гробовозов»: «коммерческие шасси».
В США за производство востребованного продукта взялись такие компании, как «Кадиллак», «Паккард», «Студебеккер». В Европе не отставали: «Роллс-Ройс», «Хорьх», «Бреннабор», «Мерседес», «Даймлер». Оборот погребальных экипажей постоянно увеличивался.
И ничего удивительного, учитывая состояние что Америки, что Европы в начале прошлого столетия — Вторая Мировая, Великая депрессия, шестая пандемия холеры 1899-1923 гг. Тогда же сформировался традиционный облик траурного лимузина — черный, длинный, узкий, как такса, этот автомобиль умудрялся проезжать на кладбище чуть ли не к самой могиле. Распашные двери и продольные рельсы с роликами на полу салона гарантировали спокойную, без запихивания и ругани, установку гроба.
После Второй Мировой производители презентовали новый тип кузова — причем легковушки. Это был station wagon, или, по-русски, «универсал». Великолепная «резиновая» вместимость, четкие формы и эргономичность сделали этот тип авто абсолютно незаменимым в любой области. В сфере погребального дела — тоже. С тех пор кузов катафалка не терпит изменений. Менялся лишь внешний вид.
США
Каждый производитель автомобилей, естественно, старался создать катафалк, достойный самого президента. И техническое оснащение погребальных автомобилей базировалось на моделях премиум класса. Естественно, крупногабаритных.
У «Кадиллака» жертвой погребального имиджа пала серия Fleetwood, модели «Бруэм» (Brougham) и «75-я» (Seventy Five). Изначально это был седан! Но колесная база этих моделей на полметра больше (более 3 м). Фабричный вариант шасси распиливают пополам, разносят и приваривают края к соединительным балкам. Дальше с машиной производится операция, подобная надеванию рыцарской брони на коня: ставится каркас из стали. Затем формуются боковые панели кузова и привинчиваются к шасси. Задняя дверь вешается на петли, способные выдержать невероятную нагрузку. Она должна поворачиваться на 135 градусов. Пол обшивается ламинатом повышенной прочности, салон — темным велюром. Наружные поверхности автомобиля покрываются пеноматериалом, после чего его можно красить. В соответствующие похоронной церемонии цвета.
Но главное — содержание, а не форма. Главное в таком автомобиле — направляющие для установки гроба и их крепления. Это ролики-каскеты, обтянутые резиновым скользящим покрытием — чтоб гроб как можно плавнее и элегантнее выезжал из кузова (ну и изначально въезжал в него, конечно).
В движении гроб четко фиксируется на месте — винтовые зажимы. Если катафалк не загружен, вся фурнитура прячется в ниши под кожухами задних колес.
В результате снаряженный вес современной погребальной колесницы, учитывая наличие дополнительного оборудования, составлял фактически 3 тонны или более. Подобные автомобили были оснащены усиленными элементами подвески, самыми прочными колесами и наиболее мощными моторами из уже имеющихся.
Вы видели фильм «Охотники за привидениями»? Там фигурирует Cadillac Miller Meteor Landau. Он производит устрашающее впечатление, правда? Он и должен — его движок имеет мощность 310 л.с и объем 5.7 л. Более «хилый» автомобиль просто не справился бы с такой невероятной нагрузкой!
Европа
Здесь автопромышленники старались не отстать от передовой на тот момент Америки — похоронные кузова появились у самых габаритных и дорогих моделей «Ситроена», «Мерседеса», «Пежо», «Опеля» и «Вольво».
Но это — в сравнении с катафалками США — были потемкинские деревни: исключительно внушительный внешний вид. Зеркала и стекла оставались стандартными, без электрической подводки, водительское и пассажирские сидения — без ступенчатой регулировки, аварийная блокировка дверей отсутствовала, не говоря уж о климат- и круиз-контроле. Да и салон не подсвечивался при открывании дверей!
СССР
Здесь похоронный транспорт отличался исключительным убожеством. Это были знакомые любому советскому человеку рабочего и пролетарского происхождения грузовики ЗИС-5 и полуторки — вне погребальных обязанностей этот транспорт возил лес, продукцию колхозов, стройматериалы. К бортам гвоздями прибивались полоски черного и алого крепа, гроб ставился в кузов, скорбящая родня усаживалась на лавки (которых в кузове изначально не было) и тряслась до кладбища вместе с гробом. Венки и цветы уже не помещались — если они были, их вез следом другой грузовик.
И никто не переживал по этому поводу — «до революции было еще хуже»… Не хуже — по-другому. Там даже нищему гарантировалось минимальное уважение, соблюдался христианский обряд. В СССР не было не только всем известного слова из четырех букв, но и человеческого достоинства — отсутствовало как факт. Иначе кто-то бы подумал о том, что перевозить покойных так же и в том же, что дрова, несколько… унизительно.
Запрет на перевозки людей в не приспособленных для этого транспортных средствах изменил ситуацию, но не сильно. Модификации подверглись «пазики» (автобусы ПАЗ моделей 651 и 652). В задней части кузова появился люк, в салоне — полозья, на бортах — черные полосы.
Более приличный катафалк пытались сконструировать дважды — сначала на базе легковушки ЗИС-110 (все экземпляры достались Институту Склифосовского — и прекрасно, Скорой помощи нужнее). Через 20 лет партийное руководство стало торжественно ехать к месту вечного сна на пяти — всего лишь — катафалках на базе ЗИЛ-114 и газика «Чайка». Ну а когда народу доставалось то же, что партийному руководству?
Современные производители создают элегантные и отвечающие всем требованиям комфорта и безопасности модели катафалков. И еще сегодня каждый, не будучи президентом США, РФ, африканской республики или Галактики, может заказать себе катафалк по вкусу. Не исключено, что и на конной тяге. Почему нет?