Похороны в море: законодательство и традиции
Исторически традиция захоронения в море останков умерших возникла ещё, когда мореплавание только зарождалось. В определенных формах, которые могли незначительно отличаться друг от друга, данный ритуал существовал и у некоторых приморских народов. Пожалуй, самыми известными в истории стали погребальные ладьи викингов. Согласно легендам, на такое судно погружалось тело умершего и его имущество, лодка спускалась на воду и поджигалась. Хотя непосредственно предание огню, по большей части, является составляющей фольклора, так как подобные ладьи со всем их скорбным содержимым, по утверждению летописцев, нередко встречались на морских просторах в те времена. Но, тем не менее, корабли и лодки в похоронных обрядах традиционно могли использоваться для прощания с влиятельными и богатыми членами общины, будучи использованными для кремации, или как погребальный инвентарь, либо в качестве своеобразного гроба.
В старину во время длительного путешествия сохранить тело умершего до момента, когда корабль причалит к берегу, и при этом не подвергнуть опасности здоровье пассажиров и экипажа, во многих случаях было невозможно, поэтому хоронить мертвецов приходилось прямо в море. У европейских моряков было принято зашивать тела погибших в старую парусину и, привязав груз, спускать умершего в воду вперёд ногами.
По мере того, как развивались технологии, необходимость в быстром избавлении от тела, даже во время длительного морского путешествия, отпала сама собой. Сейчас на борту практически каждого современного судна имеется специальная морозильная камера, в которую в случае смерти помещают тело покойного. Некоторые подводные лодки и военные корабли снабжены также специальными, работающими на солярке, печами, позволяющими провести процедуру кремации. В тоже время, морское погребение пока ещё продолжает быть востребованным в ряде мировых государств.
Что говорит закон о морском погребении?
В разных странах законодательство, касающееся морского погребения, значительно отличается. Например, одну из самых богатых морских историй имеют Нидерланды, но, в то же время, законодательство этой страны проводить морские захоронения не позволяет. Немало голландцев, среди которых большая часть моряков и просто людей, чья жизнь, так или иначе, тесно связана с водой, пытаются обойти этот запрет, поэтому для проведения похорон, когда они умирают, их тела доставляют в Великобританию. Умерших транспортируют на Британских кораблях, потому что на всех голландских судах действуют законы Нидерландов.
По умолчанию действует запрет на проведение морских похорон и в Австралии. И лишь в редких случаях исключение может быть сделано для умершего, который большую часть своей жизни прослужил на флоте. Семья такого человека может получить специальное разрешение на такую организацию погребения.
Законы Великобритании разрешают морские похороны, поэтому в течение года подобные ритуалы проводятся здесь несколько десятков раз. Традиционно церемонии устраиваются на острове Уайт, в городе Тайнмут или в поселении Нью-Хейвен. Для проведения морского захоронения подготавливается специальный гроб, выполненный из прочной древесины, без добавления цинка, свинца, меди или пластика. Стенки последнего пристанища усопшего должны быть перфорированы отверстиями диаметром не менее 2 дюймов (5см). К днищу гроба стальными креплениями крепится железная, бетонная или стальная плита весом около 200 кг.
Получить разрешение на проведение морских похорон можно, предоставив справку о том, что у покойного не было вируса гепатита, СПИДа и иных заболеваний инфекционного характера. Также запрещается обрабатывать тело усопшего средствами для бальзамирования, так как в них содержатся токсичные вещества, пагубно влияющие на флору и фауну (к примеру, мидий).
Американским законодательством разрешается проведение прямого захоронения на морском дне, если будут соблюдаться определенные условия, направленные на охрану окружающей среды. А именно: расстояние от побережья до места погребения должно составлять не менее 3 морских миль (5,6 км); глубина захоронения от 600 футов (180 м).
Мемориальный риф
Согласно последним экологическим трендам, способы погребения становятся все более экзотичными и технологичными. Интересными для приверженцев захоронения на морском дне могут быть мемориальные рифы. Смысл процедуры в проведении кремирования, после которого останки смешивают с раствором цемента и помещают внутрь пустой полусферы, имеющей специальные отверстия — «рифового шара». Затем данную конструкцию экологи опускают на морское дно. Форма и состав такого рифового шара является идеальной средой для размножения микроорганизмов, и в некоторых случаях коралловые полипы начинают расти на них уже через несколько недель.
Морские похороны «по-российски»
Морское погребение по корабельному Уставу ВМФ РФ допускается, если невозможно сохранить тело моряка до прибытия в порт, или соответствующее распоряжение отдал командующий флотом.
Тело военнослужащего зашивают в парусину и кладут на специальное возвышение на кормовой части судна, закрыв его флагом ВМФ. Сверху кладут фуражку умершего, а если он был офицером, то еще и кортик, который складывают крест на крест с ножнами. На подставке рядом ставят награды усопшего, прикрепленные к подушечкам. По окончании похорон награды передаются семье умершего.
У тела выставляют почетный караул. Дается сигнал «Большого сбора» и весь экипаж выстраивается на верхней палубе. Военный оркестр играет траурный марш. Когда тело опускают в воду или шлюпка с ним отчаливает от корабля, холостыми патронами дают троекратный траурный салют. Как только раздается первый залп, начинается исполнение гимна России.
Координаты места погребения записывают в вахтенном журнале, а когда корабль возвращается в «домашний» порт, то эту информацию передают семье погибшего.