г. Минск, ул. Хмаринская 7
Работаем круглосуточно и без выходных
+375 29 916-60-06Круглосуточный прием звонков
+375 29 916-60-06+375 33 386-44-22

Как хоронили в Беларуси в древности?

Древние кладбища

Согласно древним белорусским традициям, в каждой деревне создавалось своё кладбище. Погребальная территория находилась на склоне или небольшой возвышенности. Зачастую она обносилась рвом. Траншея выполняла две функции:

  • своеобразная ливневая канализация. Таким образом, дождевая либо талая вода с кладбища стекала в канаву. Это позволяло поддерживать в населённых пунктах оптимальные санитарные условия и исключить вероятность распространения инфекций;
  • черта, разделяющая физический и духовный миры.

Стоит отметить, что разные религиозные общины также не хоронили покойников в одном месте. Православный погост располагался с одной стороны деревни, католический – с противоположного края. При этом татар и евреев хоронили подальше от села.

Представители этих народов жили обособлено и придерживались собственных традиций. Для местных они были представителями иной культуры и имели статус чужих. Хотя это явление распространялось исключительно на обрядовую часть жизни тогдашнего общества. В другое время люди нормально общались между собой, торговали, дружили.

Чтобы мёртвый на забрал с собой живых

В соответствии со старинными верованиями родственники усопшего не занимались организацией похорон. Все необходимые ритуальные действия осуществляли посторонние люди. Так поступали, чтобы покойник не смог утащить своих родных за собой. Ведь для членов семьи он ещё оставался близким человеком. Эта связь могла помочь мертвецу забрать кого-то на тот свет.

Одевали мертвых в одежду, сшитую швами наружу. Это объяснялось следующими обстоятельствами:

  • загробный мир является противоположностью нашей реальности;
  • после физической кончины должна наступить ритуальная смерть.

Погребальные одежды готовились заранее. На одеяниях усопшего отсутствовали любые украшения. Наряд представлял собой своеобразный длинный плащ, состоящий из небольшого количества полос белой ткани. Голова покрывалась капюшоном. Иногда покойнику в гроб клали дополнительный саванн, чтобы и в потустороннем мире у него была сменная одежда.

Также в усыпальницу могли положить различные предметы, которыми усопший пользовался при жизни (рабочие инструменты, кухонную утварь, прочее). Во времена средневековья в домовину клали разбитые горшки с едой. Белорусы верили, что там они станут целыми и душа сможет ими воспользоваться.

Женщин, которые умирали до замужества, наряжали в свадебные платья. Однако известны случаи, когда в подобных одеяниях хоронили покойниц, которые успели при жизни обзавестись детьми или даже внуками.

Бревно на могиле

Долгое время на Полесье сохранялась удивительная традиция – класть на место захоронения обтёсанную колоду, которая называлась «приклад». При этом на мужскую могилу укладывали бревно с сучком, на женскую – гладкую дубовую колоду. Вероятно, целью данного обычая было обозначение места погребения. Для данного ритуала выбирали именно дуб, поскольку его древесина обладает высокой прочностью и длительным сроком службы.

Ещё одна характерная черта кладбищ Полесья – достаточно высокие кресты (до двух и более метров). Эта особенность объясняется довольно просто: под воздействием повышенной влажности нижняя часть такого изваяния быстро разрушалась. Сгнившую область обрубали, а сам крест ставили на прежнее место. Со временем он становился ниже.

В северных регионах Беларуси захоронения обустраивались с помощью каменных крестов. Такие монументальные ансамбли встречались на кладбищах, которые принадлежали разным конфессиям. В указанной местности очень много валунов, оставшихся после схождения последнего ледника. Именно поэтому люди зачастую использовали камень, которого здесь было в изобилии. К тому же, указанный материал отличается долговечностью. Он не гниёт, не реагирует на перепады температур и высокую влажность.

Согласно устоявшимся традициям, представители православных и католических общин устанавливали кресты у изголовья. Староверы вкапывали изваяния в ногах усопших. Они верили, что это позволяет покойнику смотреть на восток. Ведь по поверьям наших предков именно там располагался святой город – Иерусалим. Кроме того, так мертвец мог видеть сам крест, который поможет ему встать из могилы в час Второго Пришествия Спасителя.

Стоит отметить, что христиане не кремировали умерших людей именно по этой причине. Они верили, что ритуал сожжения полностью уничтожает связь души с телом. Поэтому в день страшного суда человек не сможет выбраться из-под земли, чтобы встретиться с Всевышним и принять свою участь. Следовательно, он не попадёт в Царство Божье.

При погребении детей проводились практически те же обряды. Однако, если ребёнка не успели окрестить до кончины, его нельзя было хоронить на общем кладбище. В таких случаях могила размещалась за пределами погоста. Там же находили последнее пристанища самоубийцы и утопленники.

Городской пафос и вековые традиции предков

Горожане имели возможность хоронить усопших с размахом. Они приобретали ритуальные принадлежности, оформляли мемориальные ансамбли каменными надгробиями с декоративными элементами, обустраивали погребальные композиции посредством различных украшений.

Жители деревень иногда ставили над могилами слегка обтёсанные валуны с примитивными надписями. В зависимости от вероисповедания это могли быть следующие символы:

  • SP (здесь покоится);
  • ВП (вечная память).

Наряду с этим на плите могла быть выбита дата смерти. Важно заметить, что дата смерти не указывалась.

При этом обитатели города устанавливали стелы с личной информацией и покойнике, красивые и дорогие скульптуры (Дева Мария, фигуры ангелов). Иногда родственники покойников ставили возле могил памятники или вазы.

Такой размах объяснялся несколькими факторами:

  • в городе было больше возможностей заработать. Здесь люди располагали достаточными финансовыми ресурсами;
  • мастера, осуществляющие профессиональную обработку камня, художники и другие специалисты трудились именно в больших населённых пунктах.
Вернуться ко всем статьям